Функции федеральных органов исполнительной власти

Опубликовано 13.10.2016

Государственная исполнительная власть обладает различными функциями. Отличаются полномочия и по типу органов власти: одними обладают министерства, другими службы, третьими наделены федеральные агентства. Отдельно можно выделить функции федеральных министров.

Функции федеральных органов исполнительной власти определяют их руководители. Ими являются президент РФ или председатель правительства (его также называют премьер-министр). Система исполнительной власти на государственном уровне состоит из министерств, федеральных служб и агентств, государственных комитетов.

Функциями (полномочиями) исполнительной власти наделяется каждый из перечисленных органов. Распределение между ведомствами происходит неравномерно. Например, полномочия Министерства печати сформулированы в 15 пунктах, в то время как сумма функций Министерства транспорта и Минэкономразвития переваливает за 150. Если брать среднее число, то каждое министерство наделено приблизительно 70 функциями, нижестоящие ведомства насчитывают их около 40 каждое.

Какие функции у власти

При таком большом количестве функций определенную проблему составляет попытка их типологизировать. Этому отчасти была посвящена деятельность Правительственной комиссии по проведению административной реформы, которая работала в 2003 году. Комиссия выделяет следующие типы функций исполнительной власти:

  • политическая – определение приоритетов и направлений политики государства;
  • международная – разработка и заключение международных договоров, участие в международных переговорах, контролирование соблюдения договоров контрагентами;
  • нормативно-регулятивная – создание законов и нормативно-правовых актов;
  • исполнительно-распорядительная – принятие распоряжений и публикация распорядительных актов, выполнение функций госзаказчика;
  • контрольно-надзорная – контроль за законностью, надзор за работой организаций и их аккредитация, а также аттестация, лицензирование, учет;
  • управления госимуществом – осуществление права собственника (учредителя);
  • оказания услуг – оказание внешним пользователям госуслуг;
  • обеспечивающие функции – позволяют обеспечивать саму работу ведомства.

Функции федеральных министерств

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции политические и регулятивные, является министерство. В этом смысле министерство уподобляется правительству в целом – ведь именно для правительства эти функции являются основными.

Рассмотрим, как в конкретном случае реализуются перечисленные функции. Сделаем это на примере Министерства экономического развития. До 2008 года оно носило название «Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации», затем было переименовано. Политическая и регулятивная функции в сфере торговли были переданы Министерству промышленности и торговли (Минпромторгу РФ).

Минэкономразвития

На данный момент за Минэкономразвития закреплены полномочия по разработке программ социально-экономического развития страны (политическая функция), создания законов и нормативно-правовых актов (нормативно-регулятивная функция), формированию заказа на обязательную поставку сельхозпродукции в период войны (исполнительно-распорядительная функция), делегированию членов для представления интересов России в международных организациях туризма (международная), организационно-методическая помощь органам туризма (функция оказания услуг). Обеспечивающей функцией Министерства экономического развития является освоение правил гражданской обороны и пожарной безопасности в самом министерстве.

Функции федеральных служб

Основная функция федеральных служб (ФС) – контрольно-надзорная. Они следят за соблюдением правовых норм в рамках своих сфер деятельности. Подчиняются они министерствам, кроме некоторого количества напрямую подчиненных президенту или председателю правительства федеральных служб. Например, президенту напрямую подчинены Федеральная служба охраны (ФСО) и Федеральная служба войск национальной гвардии (Росгвардия). Контрольно-надзорная функция осуществляется через проверки, ревизии, ознакомление с отчетами о финансово-хозяйственной деятельности и проектов финансовых планов. Контроль реализуется через процедуры регистрации, аттестации, выдачи лицензий и другие.

Федеральные службы

Попросту говоря, ФС, на которые возложены функции контроля и надзора, должны выявлять, соответствует ли деятельность контролируемых органов и структур стоящим перед ними задачам и правильно ли они их исполняют. Если ФС находят нарушение в работе, им нужно установить, чем оно вызвано.

Функции федеральных агентств

Федеральные агентства (ФА) выполняют функции правоприменения, оказания госуслуг, управления госимуществом. Они так же, как и федеральные службы, подчиняются министерствам, кроме исключительных случаев, когда некоторые агентства поднадзорны президенту и премьеру. Агентства выполняют правоприменительные функции, кроме контрольно-надзорной, которую выполняют службы. Агентства не сами оказывают государственные услуги. Чаще всего они только организуют их оказание подведомственными государственными учреждениями.

ФА Водных ресурсов

ФА должны обеспечивать качественное управление государственным имуществом, осуществлять приватизационную политику. Если государственной собственностью грамотно управлять, это позволит увеличить бюджет страны и рост ее экономики.

Функции федеральных министров

Главы различных российских министерств наделены собственными полномочиями, которых довольно много. Перечислим только основные. Как руководители, они утверждают ежегодные планы работы и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, принимают отчеты. Министры вносят проекты положений о федеральных службах и федеральных агентствах в правительство.  Они же предлагают установить определенную численность и размер фонда оплаты труда работников федеральных служб и агентств.

Сергей Лавров, министр

Главы министерств предлагают в Минфин проект бюджета страны. Они же вносят в правительство проекты различных актов и документов, относящихся к их работе. Министры предлагают правительству претендентов на должность руководителей государственных внебюджетных фондов, а также предлагают убрать с поста того или иного человека. Министры предлагают свои проекты организации деятельности внебюджетных фондов и способы отслеживания их работы. Они высказывают идеи о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении подведомственных министерству федеральных служб и федеральных агентств и т. д.


Автор: Администратор.

Регистрация

Пожалуйста, укажите Ваше имя и e-mail.

Спасибо!

Ваш голос учтен

Вход

Пожалуйста, укажите Ваш e-mail и пароль.

Выход

Вы уверены, что хотите выйти?