Принципы местного самоуправления

Опубликовано 10.10.2016

Принципы местного самоуправления – это лежащие в основе деятельности местного самоуправления требования, закрепленные в Конституции и федеральных законах. Существуют общие для всех субъектов страны принципы, которые будут подробно рассмотрены в статье.

Принципы местного самоуправления – это лежащие в основе деятельности местного самоуправления требования, закрепленные в Конституции и федеральных законах. Местное самоуправление (МС) существует в России наряду с государственным управлением. Оно не входит в систему государственной власти. Уже из названия становится понятно, что осуществляется МС самим народом, проживающим в определенном месте (субъекте) страны. Таким образом, само население с учетом своего традиционного уклада может решать локальные вопросы, касающиеся его жизни, а также принимать местные законы.

Организовано МС во всей стране должно быть по общим принципам, так как каждый субъект федерации является маленькой моделью целого государства и должен подчиняться единым законам. Но, помимо общих принципов, существуют установленные в каждом конкретном субъекте правила, опирающиеся на местный уклад жизни. В России проживают люди разных национальностей, имеющие разные традиции, формировавшиеся исторически. Конечно, эти особенности многонационального государства должны учитываться, когда формируются принципы местного самоуправления.

Местные депутаты работают на благо населения

Самые основные принципы, общие для государственной и местной власти, относятся к области соблюдения прав и свобод гражданина, руководства в своей деятельности законами страны, гласности. Также принципы МС делятся на общие и установленные для конкретных субъектов РФ.

Принципы местного самоуправления, общие для всех субъектов РФ

Самостоятельность населения в решении вопросов местного значения

Этот пункт означает, что граждане определенного субъекта страны могут организовывать референдумы, выборы, на которые могут выдвигаться сами или голосовать за местных кандидатов. Местные жители самостоятельно определяют структуру и наименование органов МС (например, ярославский парламент называется «муниципалитет»).

Финансовая самостоятельность муниципального образования закреплена в законодательстве.

Местное самоуправление организационно отделено от государственной власти

При этом МС взаимодействует с ней при реализации общих задач. Органы МС не являются органами государственной власти и не входят в их иерархию. Чиновники МС не могут состоять на госслужбе. Один орган МС не может быть подчинен другому органу МС. Государство ни в какой форме не может влиять на работу органов МС, то есть, например, создавать их и назначать в них должностных лиц, а также принимать участие в работе МС. При этом МС взаимодействует с органами государственной власти и другими муниципальными органами по вопросам, где их компетенции пересекаются.

МС должно быть обеспечено необходимой материально-правовой базой

МС решает, как распорядиться муниципальной собственностью. МС само формирует бюджет и распоряжается им. Причем бюджет каждое муниципальное образование должно получить не ниже определенной установленной для субъекта РФ нормы. Также МС само назначает местные налоги и другие сборы. Органам МС может перепоручаться исполнение некоторых полномочий государственных органов. В этом случае достаточное финансирование становится особенно важным.

Собственность муниципалитета

Многообразие возможных организационных моделей МС 

Граждане могут выбрать структуру органов МС, которая привычна для конкретного муниципального образования. Многообразие форм организации МС обусловлено разнообразием национальностей, проживающих в РФ, в особенности это касается национальных республик. В них есть свои, укоренявшиеся веками, исторически сложившиеся культурные традиции, которые не могут не учитываться при организации органов МС. Для большей же территории страны в ее муниципальных образованиях характерно следующее устройство:

  • городской совет (в который населением избираются депутаты);
  • председатель городского совета (избирается самими депутатами);
  • администрация города;
  • глава администрации (избирается населением).

МС гарантирована защита в суде

Обращаться в суд могут как граждане, проживающие на территории муниципального образования, так и должностные лица МС. Может быть составлено обращение в суд от всего органа МС. Иск можно подать в случае, если принятые государственной властью акты противоречат нормам местного самоуправления, также можно привлечь к ответственности государственных чиновников и должностных лиц МС, различные общества и организации.

Существует даже специальный праздник

Органы и должностные лица МС несут ответственность перед населением 

Она устанавливается законами и распространяется на население, физические и юридические лица. Если население утратит доверие к органам или должностным лицам МС, они могут принять решение отозвать депутата и любого другого члена, победившего на выборах. Таким образом, население полностью решает, кто будет представлять его в органах МС. Процедура отзыва должна быть прописана в уставе субъекта РФ. Если же орган или представитель МС нарушает Конституцию или федеральные законы, наступает ответственность перед государством.

Нижеизложенные принципы местного самоуправления, как уже было сказано, повторяют общие и для государственной власти принципы. Они заключаются в следующем:

  • Соблюдение прав и свобод человека. МС создано, чтобы представлять и защищать интересы граждан, проживающих на определенной территории. Конечно, в основе всей деятельности МС должны лежать конституционные постулаты, которые гарантируют права и свободы гражданина. Это права избираться и быть избранным в органы МС, право на личное или коллективное обращение в органы МС, возможность получить доступ к документам и материалам, которые затрагивают права и свободы гражданина, обращаться в суд, медучреждение, получать образование и др.).
  • Законность в организации деятельности МС. Органы МС, как и органы государственной власти, находятся под надзором прокуратуры. Ведомство проверяет, исполняются ли в каждом конкретном органе МС конституционные нормы, федеральные законы, не нарушаются ли права и свободы граждан. Юридические и физические лица могут обжаловать деятельность МС в суде. Граждане получают информацию о работе МС в разных формах: в ходе личных обращений, отчетов депутатов и глав муниципальных образований и т. д.
  • Гласность деятельности местного самоуправления. Все принятые в МС законы должны быть напечатаны и доступны населению. Граждане должны иметь возможность повлиять на принятие тех или иных решений органов МС. Каждый человек должен иметь возможность получать достоверную информацию о деятельности органов МС. На обращение гражданина, письменное или устное, в орган МС, должен быть дан ответ в течение 30 дней.
  • Органы МС обязательно должны быть в каждом муниципальном образовании. Этот принцип также относится и к органам государственной власти, без которых не может существовать ни один субъект РФ.
  • Учет местных культурных традиций при работе МС. Модель МС зачастую зависит от того, в каком субъекте РФ оно находится. Нужно принимать во внимание общие культурные и исторические предпосылки, сформировавшиеся в конкретной местности. Это может быть автономный округ или республика, в которых искони были определенные институты самоуправления. Также местное население может выразить инициативу о преобразовании и изменении границ муниципального образования, а МС должно это учитывать.

Необходимо учитывать культурные традиции муниципалитета

Итак, мы рассмотрели принципы организации местного самоуправления. Каждое конкретное МС имеет свой устав, в котором прописаны конкретные принципы, применяемые в данном муниципальном образовании. Однако общие правила, обозначенные в статье, обязательны к выполнению на всей территории России.


Автор: Администратор.

Регистрация

Пожалуйста, укажите Ваше имя и e-mail.

Спасибо!

Ваш голос учтен

Вход

Пожалуйста, укажите Ваш e-mail и пароль.

Выход

Вы уверены, что хотите выйти?