Передел или беспредел? Власть Серезлеева против бизнеса Ананских

Опубликовано 23.11.2017

Вполне возможно, что в ближайшее время в Петербурге разразится скандал вокруг Комитета по печати, в основе которого лежит картельный сговор,  обернувшийся для бюджета города потерями в размере 1, 5 млрд. рублей. В канун президентских выборов историю аукциона с торгами  для размещения рекламных площадей попробуют замять, а фигурантов прикрыть. Главные фигуранты противостояния - Сергей Серезлеев - от чиновников и Вячеслав Ананских - от бизнеса

Несмотря на то, что Президент неоднократно декларировал курс на борьбу с коррупцией, в том числе в высших эшелонах власти, чиновники продолжают использовать  служебное положение,  силовой и информационный прессинг  для борьбы с неугодными предпринимателями.

Эта история начинается в 2013 году, когда  в Санкт-Петербурге закончилось 99% всех договоров на право размещения рекламных конструкций. Тогда по всей стране активно проводились аукционные торги на право размещения рекламы, целью которых было наполнение бюджетов.   Среднестатистический рост первоначальной цены  увеличивался   на 50% , достигая рекордных 600% в ряде регионов (Казань, Самара, Ярославль, Москва и пр.). 

В Питере дело обстояло совсем иначе. Несмотря на прямую норму Федерального Закона «О Рекламе» и неоднократные требования Губернатора Санкт-Петербурга Георгия  Полтавченко провести торги в кратчайшие сроки, Председатель  Комитета  Сергей Серезлеев  с 2014 года, почти 3 года то придумывал причины, «не позволявшие» исключительно в Санкт-Петербурге провести конкурентные процедуры, то оспаривал в судах обязанность проведения торгов. Только после проигрыша  в Верховном суде, Комитет был вынужден  провести торги. 

За это время бюджет Санкт-Петербурга ежемесячно недополучал миллионы рублей в качестве платы за размещение 15 000 рекламных конструкций  на городской земле. В 2014 году Комитетом была проведена  независимая оценка стоимости размещения  рекламных конструкций на объектах, находящихся в государственной собственности, при этом плата, вносимая собственниками конструкций за фактическое пользование землей рассчитывалась по устаревшим, заниженным и не имеющим законной силы тарифам.

За эти  три года была разработана схема по устранению нежелательных компаний и недопуску новых игроков, созданы предпосылки для монополизации сферы петербургской наружной рекламы.

Схема реализации оказалась достаточно простой. Лоты формировались исходя из действующих рекламных сетей операторов рынка наружной рекламы Санкт-Петербурга. Схема размещения рекламных конструкций, которая, в соответствии с требованиями закона должна была быть разработана всеми регионами еще в 2013 году в Санкт-Петербурге была опубликована  за несколько дней до объявления конкурса в мае 2017 года, учитывая интересы компаний – монополистов.

Конкурсные критерии вероятно были  разработаны участниками картельного сговора и были направлены на устранение нежелательных конкурентов.

 В кулуарах власти и Интернете открыто признавали, что за создание  столь благоприятных условий ведения сверхприбыльной монополистической деятельности, а  так же гарантированную победу в конкурсе участникам рынка наружной рекламы было предложено выразить председателю Комитета «финансовую благодарность».

Отказ от передачи средств послужил поводом для переформирования лотов и принадлежащие неугодным команиям  конструкции начали массово демонтировать, как уже происходило ранее, когда  начались выборочные  демонтажи рекламных конструкций участников рынка. В 2014 году такой произвол был остановлен только благодаря лично вмешательству Губернатора Санкт-Петербурга. В 2017 было демонтировано еще более 1000 рекламоносителей, что составило 7% рынка.

Началось применение так называемого «административного ресурса». Следующим этапом стала попытка отстранения от торгов выдавливаемых с рынка компаний.

Например, показательна судьба компании «Руан», одной старейшей на рынке и ее владельца Вячеслава Ананских. По странному стечению обстоятельств в период подачи заявок на уже объявленный конкурс, из финансовой организации, где в рамках проведения оперативно-следственных мероприятий в отношении 5 юридических лиц  была изъята вся финансово-хозяйственная документация по 6 фирмам Ананских. Документы вернули уже после окончания подачи заявок и только по решению прокуратуры.  Но время было утеряно. Единственной  целью изъятия этой документации, по словам предпринимателя, была дестабилизация деятельности компаний, воспрепятствование сбору необходимой документации для участия в торгах.

 Есть основания полагать, что комитет по печати не случайно выбрал конкурс в качестве формы проведения торгов, так как  недостаточный уровень законодательного регулирования конкурсных процедур в сфере наружной рекламы дает практически неограниченные возможности организатору торгов  по введению субъективных и ограничивающих конкуренцию критериев.    И даже несмотря на это после многочисленных жалоб, ФАС России признала незаконными три из пяти критериев конкурса и выдала комитету предписание на внесение изменений в конкурсную документацию и перенос срока конкурса.

Однако вопреки предписанию ФАС, Комитетом было принято решение о проведении конкурса в намеченный срок, тем самым лишив возможности принять участие в торгах многие компании, которые рассчитывали на исполнение Предписания ФАС и упрощение процедуры подготовки документов.

По разным подсчетам, бюджет города потерял от 600 млн до 1,5 млрд. рублей. Победителями были признаны участники, давшие по усмотрению конкурсной комиссии, «лучшие предложения», причем далеко не по финансовым критериям, а показателям, признанными ФАС  субъективными и подлежащими исключению. Баллы присваивались в произвольном порядке  в разрез с требованиями конкурсной документации и разъяснениями к ней, данными самим же Комитетом.

Ценовое предложение для комитета роли не играло, а превышение цен по подавляющему большинству лотов составило 0%-1%, в отличие от средних 50% по стране и 600% по ряду регионов.

Возможно для того, чтобы добиться хоть каких-то средних показателей роста  цен, несколько компаний, выиграли торги с 90% превышением, наряду с теми, кто забрал основные лоты с превышением цены 0-1%. Логично, что часть этих компаний отказались в итоге от заключения договоров по таким ценам.

В предвзятости при проведении торгов Серезлеева обвиняли представители многих игроков рекламного рынка. Все тот же Ананских выступил против произвола чиновников Комитета, обратившись с жалобами в  уполномоченные органы, исками  в суды.

В начале ноября  к Ананских пришли с обысками. В материалах дела фигурировала незаконная банковская деятельность - обналичивание около 10 млн рублей. Обыски активно освещались СМИ, лояльными к Комитету по печати. Началось открытое противостояние.

Ананских собрал пресс-конференцию, на которой заявил журналистам о намерении добиться проверки ситуации на рынке наружной рекламы в Петербурге по признакам возможного картельного сговора. А в тот же день на него было возбуждено уголовное дело о нападении на сотрудника силовых ведомств, участвовавшего в обыске неделю назад.

Имеет ли личную финансовую заинтересованность в торгах, а также понесет ли ответственность за утраченные бюджетные поступления председатель Комитета по печати, мы узнаем в ближайшее время. Согласится ли команда победителей на такого игрока в своих рядах?  Мы же продолжим следить за ситуацией.  


Автор: Администратор.

Регистрация

Пожалуйста, укажите Ваше имя и e-mail.

Спасибо!

Ваш голос учтен

Вход

Пожалуйста, укажите Ваш e-mail и пароль.

Выход

Вы уверены, что хотите выйти?